волейбольный клуб ТАРХАН

Белгород и Сургут дерутся за Семышева. Похоже, дойдёт до суда

Антон Семышев / фото: gazprom-ugra.ru

21-летний доигровщик Антон Семышев последний раз выходил на площадку 24 декабря 2017 года. После этого он уехал в «Белогорье», но не играет из-за действующего контракта с «Газпром-Югрой». Отступные – 50 млн рублей. «БИЗНЕС Online» разбирается в ситуации.

ФЕДЕРАЦИЯ ОТДАЁТ ИГРОКА «БЕЛОГОРЬЮ»

По информации нашего издания, 7 ноября исполком Всероссийской федерации волейбола (ВФВ) разрешил доигровщику Антону Семышеву переход из «Газпром-Югры» в «Белогорье» за компенсацию в 530 тысяч рублей. В сургутском клубе такое решение считают крайне несправедливым и готовят апелляцию в арбитраж, а в случае необходимости намерены отстаивать свои права в суде.

«У Семышева действующий контракт с «Газпром-Югрой» до 31 июля 2019 года, – сказал в интервью «БИЗНЕС Online» генеральный директор сургутского клуба Рафаэль Хабибуллин. – Разумеется, мы хотим, чтобы интересный и перспективный молодой волейболист играл, но при этом нужно понимать, что мы вложили в него много труда, а также частичку души. Мы его долго вели по клубной системе, рассчитывали на него и считали, что он станет заменой Алексею Родичеву и поедет на Олимпиаду-2020. Если он не готов отрабатывать контракт до конца, а Белгород вырывает у нас игрока, мы хотим получить компенсацию».

Сумма компенсации за разрыв контракта Семышева – 50 млн рублей. На таких условиях соглашение подписал отец волейболиста в 2014 году. Впрочем, 50 млн за оставшиеся на тот момент полтора года контракта – космическая сумма. В середине октября агент Семышева Евгений Нирка говорил о другом порядке цифр.

«Белгород и Сургут изначально договорились на сумму в 15 млн рублей, где 5 млн – за остаток сезона 2017/18. Когда стороны вроде бы пришли к согласию, из Сургута неожиданно пришла бумага на 17 млн. «Белогорье» естественно приостановило сделку – так дела не делаются. Сургут сорвал трансфер. Когда снова договорились на 15 млн, уже у Белгорода не оказалось таких свободных денег или желания. Всё застопорилось, зашло в тупик», – сказал Нирка в интервью «БИЗНЕС Online».

Месяц спустя делами Семышева занимается уже не Нирка, а агентство BelVolley во главе с Дмитрием Багреем. Не пожелав платить компенсацию сургутскому клубу, в Белгороде решили, что проще будет заполучить игрока через ВФВ. Судя по решению исполкома, «Белогорье» получает Семышева практически даром. «Всё пока в процессе. Не можем предоставить вам никакой информации. Через десять дней она будет», – сказал накануне по телефону спортивный директор «Белогорья» Тарас Хтей.

Любопытно, что в свое время у Сургута решением федерации забрали и Игоря Кобзаря. Игрок в 2012 году выразил желание перейти в казанский «Зенит», за что был сослан Хабибуллиным в молодежную команду «Звезда Югры». Затем связующего за 2 млн рублей арендовало «Белогорье», с которым Кобзарь стал чемпионом России. Новый спор возник после сезона – сургутский клуб утверждал, что остаётся еще один год контракта, представители Кобзаря настаивали на том, что контракт фиктивный. В итоге федерация заняла сторону волейболиста, а Сургут вместо 5 млн рублей компенсации получил 750 тыс.

«АНТОН СКАЗАЛ, ЧТО В СУРГУТ – НИ НОГОЙ»

Важный вопрос: почему Семышев покинул «Газпром-Югру» в середине сезона 2017/18? Частично разобраться в этом помогает цитата Рафаэля Хабибуллина от 28 декабря 2017 года. «Суперлига – сильнейшая в мире, детям здесь не место. Поэтому Семышева здесь нет. Третий год его дрессируем. Да, талантливый парень, но таких много было талантливых ребят. Мужской волейбол – это немножко другой формат, в отличие от юношеского, молодежного, детского», – сказал главный тренер сургутской команды после победы в Нижневартовске. В марте того же года Хабибуллин хвалил молодого парня после матча с казанским «Зенитом»: «Главная тема сегодняшнего вечера лежит на поверхности – родился игрок Антон Семышев».

В 2017 году Семышев стал серебряным призёром чемпионата мира U-23 и бронзовым призёром чемпионата мира U-21, попав в символическую сборную турнира. После этого от игрока наверняка ждали выхода на новый уровень в клубе. И после ряда неудачных матчей известный своей запредельной эмоциональностью Хабибуллин отправил игрока во вторую команду.

Рафаэль Хабибуллин и Антон Семышев / фото: Роман Кручинин


«Да, у меня были претензии к Семышеву. Хотелось чтобы он был более живым, энергичным, ответственным. Мы с него пылинки сдували. В отличие от своих сверстников по молодежной сборной России, он получал в клубе стабильное игровое время и стал в Сургуте игроком суперлиги. Возможно, где-то закружилась голова. Или ее вскружил Белгород. По большому счету, эта история никому не принесла дивидендов», – считает Хабибуллин. Еще в начале сезона он говорил, что оптимальный вариант для Семышева – вернуться в «Газпром-Югру» и отработать контракт. К слову, потеряв основного доигровщика, сургутский клуб в прошлом сезоне показал худший результат десятилетия – 10-е место.

«Антон – парень гордый и сказал, что после тех оскорблений, которые услышал в свой адрес, в Сургут – ни ногой», – рассказывает Нирка. Похоже, конфликт в какой-то момент вышел из чисто волейбольной плоскости.

ПОВТОРЕНИЕ ИСТОРИИ КОВАЛЁВА

Так или иначе, Семышев с декабря 2017 года не играет в официальных матчах. Уроженец Подольска выступал в составе «Белогорья» на предсезонном Мемориале Платонова, после чего лишь тренируется с основной командой. В которой прямо сейчас в лучшем случае будет третьим доигровщиком. Летом белгородцы подписали серба Неманью Петрича и канадца Джона Перрина. Кроме того, есть Павел Тетюхин, который в прошлом году также признавался лучшим доигровщиком чемпионата мира, но только U-19.

В 2014 году похожая с Семышевым ситуация произошла со связующим Дмитрием Ковалёвым, который самовольно покинул «Прикамье» и перешёл в «Губернию». Тогда игрок пытался через суд расторгнуть 5-летний контракт, но в конечном счете процесс затянулся и стороны при участии ВФВ заключили досудебное мировое соглашение, чтобы Ковалёв не потерял весь сезон. Перми пообещали компенсацию за оставшийся год контракта. Тем не менее, две трети сезона Ковалёв пропустил, впервые сыграв лишь в январе 2015-го. Ковалёв тогда уже успел дебютировать за сборную России и понятно, почему за него хлопотала федерация.

Семышев в составе молодежной сборной России


Семышев тоже потенциальный игрок национальной команды, у которой дефицит доигровщиков. Да, есть Дмитрий Волков и Егор Клюка, но особой глубины в этой линии нет. «В плане подготовки резерва у нас достаточно успешное было четырехлетие. Мы подняли целую плеяду игроков: Волков, Власов, Клюка, Панков, Полетаев, Семышев», – в декабре 2016 года Сергей Шляпников ставил доигровщика «Газпром-Югры» в один ряд с игроками уже дебютировавшими в главной сборной России.

СЕМЫШЕВ ДАЛ ПОКАЗАНИЯ

По информации «БИЗНЕС Online», Семышев присутствовал на заседании исполкома и дал показания, подтвердив факты оскорблений в свой адрес и не прохождения в «Газпром-Югре» углубленного медицинского обследования. Именно не выполнение со стороны клуба последнего и обязательного по контракту пункта стало лазейкой для его одностороннего расторжения.

Мы попросили прокомментировать эту информацию Рафаэля Хабибуллина. «Антон все последние годы проводил лето в молодежных сборных России. Он уезжал весной и возвращался к нам уже осенью после начала клубного сезона. УМО он проходил в сборной, все бумаги имеются. Перед всеми его операциями на коленях, которые клуб оплачивал, он тоже проходил медицинские обследования, потому что это норма. Ссылаться на то, что игрок перед сезоном не проходил УМО в клубе, это всё равно что докопаться до столба», – считает генеральный директор «Газпром-Югры».

Кто действительно нарушил трудовое законодательство, видимо, определит суд, но очевидно, что в этой истории нарушены и этические нормы – как в отношениях игрока и тренера, так и клубов. Что касается решения исполкома, то получается, что общественная организация при определенных обстоятельствах может без адекватной компенсации забрать игрока из клуба, где он начал профессиональную карьеру, несмотря на действующий контракт. Не самый лучший прецедент.


ВФВ ссылается на пункт 6.2.1 своего регламента: «Спортсмены, не имеющие контракта о спортивной деятельности, получают право перехода в другой клуб после выкупа лицензии и утверждения перехода исполкомом ВФВ». Чуть подальше, в пункте 6.2.4 сообщается, что «при расторжении контракта по инициативе спортсмена в одностороннем порядке, он не имеет право выступать в соревнованиях за другой клуб до окончания срока действия контракта с предыдущим клубом, но не более двух лет с момента расторжения контракта».

Надо сказать, что трансферы в российском волейболе это вообще темный лес без понятных всем правил игры. Да, есть система лицензий. Например, по регламенту «клуб, в который переходит спортсмен, обязан выкупить лицензию у клуба, из которого уходит спортсмен». В суперлиге это сумма в 424 тыс рублей. Плюс надбавка, за сборников: 318 тыс за игрока национальной команды, 106 – за игрока молодежки. Все остальные денежные отношения практически не регулируются. Непрозрачная политика нередко приводит к завышенным контрактам, играм агентов и диким отступным в 50 млн рублей.

Источник: http://sport.business-gazeta.ru/article/230161