Он жарил бананы в уфимской общаге, а теперь зарубится с Казанью в финале ЛЧ
Как Османи Хуанторена играл за «Нефтяник Башкортостана».
18 мая в Берлине казанский «Зенит» в финале Лиги чемпионов сыграет против «Чивитановы». В составе итальянского клуба много мировых звёзд, но даже среди них выделяется 33-летний доигровщик Османи Хуанторена – один из самых стабильных топ-игроков последнего десятилетия, который отличается надежным приёмом, а по полезности в атаке в итальянской лиге уступает только Вильфредо Леону. Во вторник «Чивитанова» стала чемпионом Италии, а Хуанторена был признан лучшим игроком финальной серии.
В 2012 году Османи должен был перейти в казанский «Зенит», но сорвал сделку из-за капризов жены, так и не вернувшись в российский чемпионат, где в начале своей карьеры провёл два неполных сезона в Уфе. Вместе с одноклубниками кубинца по «Нефтянику Башкортостана» «БИЗНЕС Online» вспоминает, каким был молодой Хуанторена и чем он удивлял.
«ГУАНТОРЕНА» И РАМОН ГАРСИЕВИЧ
В 2004 году федерация волейбола России и министерство спорта Кубы договорились о сотрудничестве – в суперлигу хлынули дешевые, но в то же время талантливые и физически одаренные парни с Острова Свободы. При этом полную свободу им никто не давал. Например, Османи приехал в Уфу вместе с сопровождающим – в клубе его на российский манер называли Рамон Гарсиевич. Сопровождающие следили за тем, чтобы никто не предлагал игрокам контракты в обход министерства и ни у кого не было искушения сбежать с Кубы.
Сам волейболист в те годы проходил в официальных протоколах и в прессе под фамилией Портуондо. У кубинцев двойные фамилии – по отцу и матери – и игрока в России оформили по последней. Впрочем, на игровой майке Османи из-за неточной транслитерации было написано «Гуанторена».
«Когда Османи приехал в Уфу, ему было 19 лет – совсем молодой и еще совершенно никому неизвестный парень. Фамилия Хуанторена нам тогда ни о чем не говорила, – рассказывает главный тренер «Урала» Константин Сиденко, который тогда играл вместе с кубинцем.
Хуанторена вместе с соотечественниками Генри Беллом («Динамо») и Доминико Одельвисом(«Изумруд») из-за бюрократических проблем прилетел в Россию только в конце декабря, когда было сыграно уже 8 из 14 туров, причем тогда играли спаренные матчи. Из-за календаря команды Османи дебютировал в турнире позже других кубинцев, проведя первый матч только 23 января. Он помог своей команде совершить камбэк с 0:2 в гостевом матче с «Новой».
«Впервые я увидел Османи в 2003 году во время Мировой лиги, когда в составе сборной Болгарии играл против Кубы в Гаване, – вспоминает связующий и капитан «Нефтяника Башкортостана» тех лет Николай Иванов. – В конце игры его выпустили на площадку и было видно, что у этого мальчика большой потенциал. И вот год спустя он приехал в Уфу без какого-либо опыта и знания языка. Я, как капитан, пытался помочь ему адаптироваться в команде. Мы общались на итальянско-испанском языке. Он быстро нашёл общий язык со всеми в команде. Он пытался использовать русские слова в английских предложениях. Каждый раз, когда он хотел что-то сказать или показать, он громко говорил: «Эй, эй, everybody посмотри!».
«СНАЧАЛА ОСМАНИ БЫЛ В ШОКЕ ОТ БАНИ»
В Уфе Хуанторену и его сопровождающего заселили в общежитие. Квартиры выделялись только опытным игрокам с семьями. Молодежь из клубной системы селили в общагу.
«Османи оказался очень коммуникабельным и отлично влился в коллектив. Он никогда не жаловался, не капризничал, – рассказывает блокирующий Леонид Кузнецов, который застал оба сезона кубинца в Уфе. – Помню, он постоянно жарил бананы. Сначала это было для нас в диковинку, а затем оказалось, что это вкусный десерт. Османи охотно вливался в нашу культуру. Конечно, сначала он был в шоке от русской бани, но затем уже сам активно пользовался вениками, когда понял, что это неотъемлемая часть восстановления».
О любви Хуанторены к бананам рассказывает и Сиденко: «Османи в любую еду добавлял бананы – неважно, борщ или вторые блюда. Для нас это было дико».
Появление атлетичного доигровщика усилило атаку «Нефтяника Башкортостана», но команде всё равно не удалось выйти в 1/4 финала. Тем не менее, в Уфе остались довольны легионером и захотели оставить его у себя.
Про кубинских волейболистов нередко говорят, что они достаточно ленивы, но бывшие одноклубники в один голос утверждают, что к Хуанторене это точно не относится – «работал наравне со всеми, не сачковал».
«Он постоянно развивал свои технические навыки, которые помогли ему быстро адаптироваться к жёсткому чемпионату России, – рассказывает Иванов. – Он впечатлял высокоразвитым волейбольным интеллектом. За свою карьеру я играл со многими нападающими, но то, что он делал в этом возрасте, было невероятно. Я позволял себе давать ему нестандартные мячи без всякой логики. В случае с другими нападающими это было бы глупостью, но он выигрывал эти мячи».
«БЫЛО ВИДНО, ЧТО ЭТО УНИКАЛЬНЫЙ ВОЛЕЙБОЛИСТ»
В сезоне 2005/06 кубинский волейбольный десант в суперлиге должен был оказаться еще больше, но из-за смены спортивного руководства на Кубе все предыдущие договоренности были забыты и игроков просто не выпускали из страны. В итоге Хуанторена, Одельвис, Белл, Томас Алдасабаль и Павел Пимента (оба – Салават), Ромеро Поэй и Ореол Камехо (оба – Ярославль), а также Яссер Портуондо («Факел») впервые сыграли за свои клубы только в 11-м туре (спаренных матчей уже не было).
Хуанторена вернулся в Уфу уже в качестве основного игрока сборной Кубы, которая завоевала «бронзу» Мировой лиги-2005. «С приходом Хуанторены наш атакующий арсенал заметно расширится. Если раньше нападение строилось исключительно через Хтея и Терешина, то теперь они получат большую помощь от кубинца», – радовался главный тренер уфимцев Юрий Маричев. – Он должен быстро освоиться, ведь он отыграл в одной команде с Ивановым почти весь прошлый сезон».
Кузнецов отмечает, что у Хуанторены и Иванова было отличное взаимопонимание и это помогало команде побеждать. «Османи получал большую нагрузку в атаке и справлялся с ней. Он был еще молод, но вёл команду за собой и готов был играть даже несмотря на какие-то повреждения. Такое отношение к делу со стороны легионера, конечно, вызывало уважение. Что касается игровых моментов, то он выделялся и атакой, и подачей», – говорит Кузнецов, который тогда также был игроком стартовой шестёрки.
Приехав только в середине регулярного чемпионата, Хуанторена стал в турнире вторым по эйсам (25) после Матея Казийски (49). А по очкам в среднем за сет (5,25) уступил только Ромеро Поэйю (6,94) и Роману Яковлеву (5,36). Цифры говорят о том, что кубинец тащил команду на себе. «Он набирал больше очков, чем диагональный. При этом играл не по годам зрело и проявлял характер в сложных ситуациях. Было видно, что это уникальный волейболист, который вырастет в большого игрока», – отмечает Сиденко.
«РОССИЙСКИЙ ОПЫТ ПОМОГ ХУАНТОРЕНЕ В РАЗВИТИИ»
В декабре Хуанторена сыграл в первом в истории российского волейбола Матче звёзд, который прошёл в Москве. Причем в голосовании болельщиков по выбору стартовых составов он занял лишь 6-е место среди легионеров-доигровщиков, набрав 1377 голосов и уступив Казийски (3416), Беллу (3170), Клеберу (3145), Гвидо Герцену (2073) и Дмитрию Вдовину (1901). Хуанторена по ходу матча вышел на замену, набрал 5 очков, а команда легионеров проиграла сборной России – 1:3.
Зато качественная игра Хуанторены за «Нефтяник Башкортостана» позволила команде занять пятое место в регулярном чемпионате и даже повести 2 - 0 в четвертьфинальной серии с «Факелом», выиграв два матча в гостях. Но травма основного диагонального Максима Терешинав третьем матче стала для уфимцев роковой. Яковлев, Илья Савельев, Андрей Ащев, Константин Ушаков и другие игроки клуба из Нового Уренгоя спасли серию и вышли в полуфинал.
Тем не менее, выиграв серию за 5-е место у казанского «Динамо-ТТГ» (3 - 0), уфимский клуб выполнил задачу на сезон – пробился в еврокубки. В которых сыграл уже без Хуанторены. Постоянные задержки с приездом настолько испугали российские клубы, что к услугам кубинцев они не прибегали следующие пять лет.
«Думаю, что опыт, который Османи получил в России, помог ему в его дальнейшем развитии, – говорит Иванов, после завершения игровой карьеры ставший тренером. – С годами он приобрёл физическую силу, которая сделала его всемирно известным нападающим. Очень надеюсь, что я помог развить его карьеру, которая в настоящее время находится на пике».
***
В 2012 году Хуанторену в Казани называли не иначе как предателем, но время залечило раны и перед нынешним сезоном, когда в «Зените» искали замену Леону, кубинец с итальянским паспортом входил в шорт-лист казанского клуба, как один из лучших доигровщиков мира. Стороны не пришли к соглашению и серебряный призёр Олимпиады-2016 Хуанторена остался в «Чивитанове», с которой второй год подряд будет противостоять Казани в финале Лиги чемпионов.
Источник: http://sport.business-gazeta.ru/article/239429