ВАЛЕРИЙ БАГМЕТОВ: «МОЯ МЕЧТА, ЧТОБЫ ЛЮДИ В УФЕ ХОДИЛИ НА МАТЧИ СУПЕРЛИГИ»
Большое интервью президента волейбольного клуба «Урал».
В середине сентября в Уфе стартует предварительный этап Кубка России по волейболу, который официально откроет новый сезон для команды «Урал». О том, почему клуб решил провести сборы в Польше, зачем подписали самого эпатажного волейболиста страны Алексея Спиридонова и где уфимцы будут проводить домашние матчи – в интервью президента «Урала» Валерия Багметова.
«За границей подготовку провести дешевле, чем в других городах России»
– Валерий Николаевич, вы были с командой на сборах в Польше. Почему отправились именно в эту страну?
– Мы выбирали не страну, а место проведения сборов. Должна быть соответствующая база с условиями для команды мастеров. Не имело значения, что местоположение – Польша, просто мы посмотрели несколько вариантов, оценили их и выбрали именно эту базу, получилось экономно и качественно.
– В чем специфика европейских сборов? Два года подряд «Урал» никуда не выезжал, готовился в своем комплексе.
– Первоначальный сбор провели в Уфе, он был две недели. Далее, как правило, нужно менять локацию, отправляться на выезд. За границей сейчас подготовку провести получается дешевле, чем на каких-то российских базах: в Москве, Сочи или Адлере. В прошлом году в Польше готовилось столичное «Динамо», услышали от них только положительные отзывы. Поэтому поехали на ту же базу. Нужна смена обстановки, условий, это влияет на игроков в психологическом плане и в конечном итоге дает положительный результат.
– Расскажите об условиях на сборах.
– Хорошая гостиница, инфраструктура, питание. Спортивные комплексы в близкой доступности, бассейн рядом, сауна и другие места для восстановления в шаговой доступности. Шикарный зал для конференций, мы проводили несколько собраний с ребятами и тренерами. Важно, что волейболисты, тренеры и руководство вместе, рядом, у нас тесный контакт. Это полезная поездка.
Сбор прошел активно, эмоционально. Я специально поехал, чтобы окунуться в жизнь команды, мне это удалось, увидел то, что хотел. Позитивный настрой, ребята с большой отдачей работают. Я специально наблюдал за тренировками в тех местах, где волейболисты меня не видят. Понятно, что когда президент клуба, все выкладываются, хотят показать себя перед руководством. Но они работают на максимум в каждой тренировке, у всех огромное желание. Оцениваю этот этап на отлично.
«Спиридонов приведет на трибуны зрителей»
– В этом году «Урал» серьезно изменился, кроме либеро есть новички во всех позициях. Почему решили пойти на перестройку?
– Жизнь привела к такой перестройке. Основные игроки Ковалев и Филиппов уехали в Санкт-Петербург, будут играть в «Зените». Это члены сборной России. Как мы видим, в том клубе собираются игроки нашей национальной команды. Мы вынуждены были заниматься еще большей селекционной работой. Но клуб и должен это делать. Наша задача –отсматривать игроков из других команд для усиления, мы должны работать так, чтобы в основной состав пробивались воспитанники. В этом году за «Урал» сыграет Виктор Пивоваров из молодежной команды «Беркуты Урала», которую тренирует Игорь Пасечник. Сейчас у нас есть немалое количество своих воспитанников в клубе. Это не главная цель, но надо построить работу так, чтобы основной состав усиливали местные игроки. Мы имеем право брать двух иностранцев, тут все понятно. Но всем же хочется видеть своих игроков.
– Сильно изменилась позиция доигровки. Пришли Алексей Спиридонов и Денис Бирюков, которые заменили Яна Ерещенко и Андрея Титича. Почему пошли на такие перестановки?
– Начнем по очереди. Титич – хороший человек, управляемый, был капитаном команды. Почему пошли на перестановки? Мы увидели на его позиции других игроков, их вы уже перечислили. Андрей старался, выступал неплохо, но клуб решил сделать ставку на новых людей, к Титичу нет никаких претензий. Спиридонов – это неординарная личность. Результат – это всегда хорошо, но мы играем для зрителей. Хотим, чтобы зал был полный, зритель болел за команду, переживал. Поэтому Спиридонов нам важен не только в игровом плане. Он берет на себя часть болельщиков, которые придут посмотреть на него. Я надеюсь, что Алексей нам сильно поможет. К сожалению, уровень Яна Ерещенко не соответствует нашим задачам и амбициям. Клуб считает, что он и Родион Мискевич не проходили по уровню своей подготовки, иностранцы должны быть сильнее.
– Произошла смена в тренерском штабе. Почему не оставили Бориса Колчина и пригласили сербского специалиста?
– У Колчина были свои вопросы. Может быть, Сиденко хотел поработать с Колчиным, но Борис Николаевич, по ряду причин, не продлил с нами соглашение. Я вам скажу, что в этом году подбор кадров был на главном тренере. Я не вмешивался, объясню, почему. Константину Сиденко предстоит работать с помощниками, разговаривать, вместе вести команду. Я не могу прийти и сказать: «Давайте назначим вот этого человека». Моего вмешательства не должно быть. Моя задача – требовать результат. Меня давно не было в волейболе, мне нужно время, чтобы вникнуть в новый рынок, это не совсем просто. Скажу честно, пока во всем я не разобрался. Вот когда разберусь, начну принимать какое-то участие в данной работе. Но мешать никому не буду. Представьте, я назначаю специалиста, главному тренеру с ним неудобно работать, загоняю его в рамки, а потом еще и требую результат. Это совершенно неправильно. Поэтому Сиденко и отвечал за кадровые перестановки.
– Игорь Филиппов весной продлил контракт с клубом, но в итоге перешел в питерский «Зенит». Расскажите, как так произошло?
– Это произошло по ряду причин, не зависящих от нас. Игорь мог остаться у нас, мы продлили контракт. Ему поступило предложение с более элитного клуба, с более высокими задачами и заработной платой. Думаю, это сыграло важную роль. Ключевую роль сыграло его желание играть в сборной. Сейчас в Санкт-Петербурге собралось много игроков из национальной команды.
– «Урал» долгое время не подписывал легионеров. Когда комплектовали команду, опасались, что из-за ситуации с Леандро Виссотто у Уфы не будет легионеров?
– Мы очень плотно поработали с международной федерацией волейбола. Мы их засыпали письмами, постоянно вели диалог. В последнем письме нам написали, что мы имеем право брать легионеров, хотя с Виссотто мы еще находимся в стадии переговоров, но вопрос почти решен, мы нашли общие интересы. FIVB нам ответили, что из-за нашей настойчивости и постоянного контакта, они разрешают «Уралу» подписывать иностранцев.
«Мы подали заявку на проведение женской лиги наций»
– Вы сказали, что «Урал» начнет сезон в новом зале. Но уфимцы все-таки будут играть на «Динамо». Почему так произошло?
– Это важный вопрос. Мы были на открытии комплекса с Радием Фаритовичем Хабировым. Нам обещали, что «Урал» в новом сезоне будет выступать там. Все хорошо складывалось, зал неплохой, вмещает три тысячи зрителей. Но оказалось, что стадион не совсем сдан, мы не можем там играть. Поэтому ближайший чемпионат снова сыграем на «Динамо».
– Как обстоят дела с постройкой нового стадиона в парке Калинина?
– Проектирование идет, есть вопросы, которые надо решать. Надеюсь, что с нового года начнется строительство.
– Переедет ли «Урал» на новый стадион до 2022-го года или будет ждать свою арену, которую строят к чемпионату мира?
– Этот вопрос уже не от меня зависит. Решение руководства республики, готовность стадиона, наши отношения с «Динамо» – совокупность всего этого даст ответ. Основная задача в том, чтобы на матчи приходил болельщик. Если ему удобно ходить на матчи в Затон, то это одна сторона, если на стадион «Динамо», то другая. Во главе угла стоит интерес наших зрителей.
– Два года подряд в Уфе проходила Лига Наций. Какой опыт и развитие получает клуб «Урал» от проведения турнира?
– Проведение таких турниров идет на пользу популяризации вида спорта. Год назад аншлаг был только на одном матче, когда играли с бразильцами. Сейчас уже на двух встречах из трех полный стадион. Мы собрали по восемь тысяч, заполнили хоккейный стадион. И никто искусственно не загонял людей. Мы делали на некоторые матчи проход для детей, которые занимаются волейболом. Они обязаны видеть игру такого уровня, вживую наблюдать за лучшими мастерами. Приезжали болельщики из Кемерово, Челябинска, Свердловской области, со всей республики Башкортостан и других городов России. Международная федерация волейбола и российская поставили самую высокую оценку мероприятию, сказав, что так как в Уфе Лигу Наций не проводили еще нигде в России. Это заслуга всех служб, правительства, руководства республики, министерства спорта, хоккейного клуба «Салават Юлаев», они нам предоставили все условия. Все сделали так, чтобы главное волейбольное событие года в России прошло на высшем уровне.
– Есть вариант, что в следующем году турнир тоже пройдёт в Уфе?
– Такого варианта нет. У нас все здорово, всем нравится, но популяризация волейбола не должна проходить в одном городе, ей надо идти дальше. Мужской Лиги Наций не будет в Уфе. Мы дали добро и отослали письмо, чтобы принять женский этап данного турнира. Решение пока мы не знаем. Надеюсь, что на игру девушек тоже придет зритель, если Уфа примет Лигу Наций.
«Моя мечта, чтобы зрители ходили на матчи мужской и женской суперлиги в Уфе»
– «Беркуты Урала» провели сильный сезон, завоевали впервые бронзу. Какой план развития молодежи у клуба?
– У молодежной команды стоит задача не завоевывать высокие места, а готовить кадры для основного состава. Конечно, нам приятно, что «Беркуты Урала» впервые завоевали медали чемпионата. В этом году мы отправили восемь человек из молодежной лиги в Высшую, где они будут выступать за наш фарм-клуб «Тархан». Сейчас их задача наигрываться на взрослом уровне, во втором по силе чемпионате страны. Далее лучшие будут возвращаться в Уфу и играть за «Урал». Повторюсь, что у нас уже есть молодые таланты, Виктор Пивоваров готовится к сезону с основной командой. Мы привлекли и связующего Ярослава Остраховского. Да, его уже нельзя приписать к молодым, но мы хотим дать шанс ему. Остраховский воспитанник салаватского интерната, где я работал. У него шикарные данные, прошлый год отыграл в «Тархане».
– Почему решили сделать перестройку в «Тархане»? Вы довольны, как клуб существовал до этого?
– Стерлитамак – второй город в Республике Башкортостан по статусу и количеству населения. Люди любят спорт, на такой яркий вид спорта, как волейбол, зритель будет ходить. Поэтому мы уделяем огромное внимание «Тархану». Пристально следит за командой глава администрации, поддержка местной власти есть. Но без трудностей никуда. Мы не скрываем, что есть финансовая проблема. Вместе с мэром Уфы Ульфатом Мустафиным, который курирует волейбол, по поручению Радия Хабирова, мы в ближайшие дни поедем в Стерлитамак, чтобы решить оставшиеся вопросы. Дело даже не в высоких зарплатах, их сейчас нет, хотя год назад все было иначе. В клуб пришла наша молодежь, она получит опыт. Понимаем, что не будет высокого места. Молодежная лига готовила игроков для главной команды, мы пока, чтобы ребята не пропали, отправили их в Стерлитамак. Нам важны хорошие условия для проживания и тренировок, возможность обучения и получения образования. Клуб должен заботиться о своих игроках, о будущем. Представьте, молодежь приезжает, условий нет, не получается одно, второе. Плохое настроение, они думают об уходе. А ребята играют на таком уровне, что их заберут в любую команду Суперлиги. Мы не должны терять своих воспитанников, поэтому нам важно наладить не зарплаты, а именно условия. Если нам удастся правильно выстроить систему с командой «Тархан», то «Урал» получит большое развитие. И местным зрителям будет приятно видеть через пару лет все больше и больше своих воспитанников в составе команды Суперлиги.
– Какая задача у «Урала» на сезон? Кажется, в этом году подобрался самый сильный состав за последние годы.
– Никто не говорит о том, какой подобрался состав. Я вам больше скажу, мы с селекционной работой опоздали из-за смены руководства клуба, тренерского штаба. Мы могли укомплектоваться лучше, но как смогли, так и укрепились. Суперзадачи не ставим, в прошлом году попали в восьмерку, в этом сезоне нам нельзя опускаться ниже этого места. Из-за Олимпиады будет сокращенный чемпионат, задача: попасть в предварительную десятку, а потом постараться в финал шести.
– Почему решили переименовать «Самрау» и снова назвать команду «Уфимочка»?
– Эта команда всегда называлась «Уфимочка». Потом её почему-то переименовали. Руководство приняло решение оставить прошлое название, мы живем в городе Уфа, нужно, чтобы команда звучала.
– Ждать ли от «Уфимочки» выхода в Суперлигу в ближайшие годы или это не целесообразно?
– Я начну издалека. Везде пишут, что наша основная команда начала путь в высшем дивизионе с 1992-го года. Нет, гораздо раньше. 79-80 годы, тогда была команда «Уфимкабель», представители Авиационного института. В 1992-м году все сформировалось окончательно и приобрело новый вид. В Уфе долго ждали, когда у волейбольного клуба появится свой комплекс, с приходом Радия Фаритовича Хабирова мы увидели оживление спортивной жизни. Дело не только в волейболе, строится и зал борьбы, проектируется волейбольный комплекс, планируется ряд других объектов. Пошла положительная динамика в развитии спорта. Раз такая тенденция появилась, мы должны повышать уровень волейбола в республике, несмотря на то, что этот вид спорта самый массовый в Башкортостане. Мы сейчас проводим массу мероприятий, стараемся соответствовать статусу. Когда у нас появится свой комплекс, мы обязаны еще больше развить волейбол. К чему я все это веду. Имея такой стадион, мы понимаем, что ему нужна загрузка. Поэтому женская команда тоже должна играть в Суперлиге. Вывести «Уфимочку» на высший уровень – не проблема. Да, есть финансовый вопрос. У нас есть специалист, который может вернуть женскую команду в самый высокий дивизион. Я думаю, что болельщики и республика выиграют от того, что «Уфимочка» сыграет в Суперлиге. Моя мечта, чтобы люди ходили смотреть на мужскую и женскую команду, которые играют в лучшей лиге России. Пока это все в перспективе.